профиль
проза
песни
записки дилетанта
дневник писателя
поговорим?
[000] [001] [002]
***
Что происходит? Изнутри не понять. Вкус супа не оценишь, пока в нем варишься. Нужно отстраниться. Посмотреть взглядом историка. Диахронически. С высоты птичьего полета...

Можно ли найти историческую параллель? На что похоже? Отмена крепостного права? Семнадцатый год? Смутное время?... Нет, это все было мельче. Подобное происходило лишь однажды. В XIII веке. Гибла Киевская русь, а на ее месте рождалась новая цивилизация. Русь Московская. Та самая Россия, агонию которой нам довелось увидеть.
Период ее становления - времена Александра Невского и Дмитрия Донского. На Западе тогда закладывались основы цивилизаций нового, гуманистического типа. Россия же возникала, как конфигурация средневековая. Она воспроизводила в основных чертах свой византийский образец.
Отсюда ее архаичный национальный идеал - "Святая Русь". "Святая" значит - хранящая вероисповедную чистоту. Сперва православную, а под конец - коммунистическую. Отсюда феодальное устройство экономической жизни. Особенно ярко это проявилось в последний, "социалистический" период. Отсюда удивляющее родство душ коммунистов и православных фундаменталистов.

Уже после надлома, Российская цивилизация ощутила нарастающий натиск с Запада. Загипнотизированная этим мощным вызовом она не заметила, как на ее средневековую культурную парадигму стала накладываться гуманистическая.
Новый образ мысли был интроекцией в русское общественное сознание. Основной массой населения он воспринимался как нечто чужеродное и враждебное. Отсюда - наша ксенофобия ( иногда в форме "низкопоклонства"). Контакты с Западом породили комплекс национальной неполноценности (как в западническом, так и в славянофильском вариантах).
Однако отклик был все же дан. Им оказалось появление социального слоя, усвоившего новые гуманистические идеи. (Правда некоторые восприняли их в отрицании, но это ровным счетом ничего не меняет). Потом этот слой назвался интеллигенцией.
Но и у него прежнее средневековое мировосприятие не исчезло. Две парадигмы, старая и новая, сшиблись в душе русского интеллигента, породив ее трагическое раздвоение. На полтора века проблема "Россия и Запад" стала основным стержнем интеллигентского общественного сознания.
Невротическая раздвоенность породила высокое внутреннее напряжение (как в душах, так и в культуре). Оно дало удивительные результаты. В девятнадцатом веке Россия рывком приблизилась к культурным лидерам Европы. А кое в чем их даже превзошла. Будто вольтова дуга вспыхнула между двумя полюсами. На мгновение все вокруг осветилось.

В начале двадцатого века - попытка тотальной вестернизации. Реформы. Буржуазная революция. Большевистский контрреволюционный переворот.
Большевики отбросили страну назад. В средневековье. Старая парадигма победила. За ее реставрацию "революционеры" заплатили реками крови. Они "свято" верили, что созидают нечто новое, небывалое.
Ленин и его последователи упорно реализовывали вполне западные, вполне модернистские идеи. В этом они были гораздо радикальние предшественников. Так им во всяком случае казалось. Но получилось - с точностью до наоборот. Обыкновенный невротический парадокс.
В кратчайшие сроки были восстановлены средневековые (и более древние) институты. Вс╦, что только можно было спасти. Старый мир разрушался посредством возрождения абсолютизма, крепостного права, крестьянской общины, государственной религии, и пр. Называлось это теперь по другому. Ну да какая разница что как называлось.
Сквозь модернистские чаяния верхушки "революционных интеллигентов" неумолимо прорастало средневековье. А масса просто транспонировала коммунистический проект в привычную парадигму. "Единственно верное мировоззрение" стало еще одной, изрядно похожей на предшествующую, религией.
После ленинско-сталинского избиения интеллигенции, во власть и культуру хлынули выходцы из слоев с исключительно средневековой ментальностью. На ней-то империя и держалась.
(Нечто подобное имело место и на Западе, когда в отсталых странах возникали фашистские режимы. Модернист Ницше помог выпустить средневекового джинна из бутылки вроде бы запечатанной гуманистическими заклинаниями. Последствия были не менее страшными.)

Постепенно "советская интеллигенция" тоже вестернизировалась. В частности, это породило феномен шестидесятничества. Однако мировосприятие основной массы образованного слоя оставалось средневековым.
И все-таки к концу 80-х годов интеллигенция созрела наконец для второй попытки буржуазной революции. Каковая при благоприятном стечении обстоятельств и свершилась. Сейчас она (интеллигенция) пытается понять за что же мы все-таки боролись. И на что напоролись.
Дело в том, что в результате революции невезучая "прослойка", опять пострадала больше всех. И не только материально. К тому же оказалось, что народившееся общество, его культура и власть почему-то сильно отличаются от обсуждавшихся некогда на кухнях либеральных проектов.
Мы ведь о чем когда-то мечтали? Сейчас вспоминать стыдно. Нам-то казалось, что все останется по-прежнему. Плюс - свобода и демократия. Плюс - права человека и гражданское общество. Плюс - правовое государство и рынок. Плюс - американское благосостояние и японская технология... Кто же мог представить себе чеченскую бойню или расстрел Белого дома? Кто мог подумать, что править страной будут коррупционеры? А стиль жизни определять бандиты?
Кто-то разочаровался. Кто-то уехал. Кто-то переметнулся к коммунистам. Кто-то убеждает себя, что все развивается правильно. Кто-то убеждает других, что еще не вечер. Но никто не заметил, что на самом деле произошло.
Россия исчезла. Ее больше нет. Гимн и герб - есть. Границы - существуют. Мы спорим, должна ли Россия быть великой державой? Или смиренно занять свое скромное место? ...Место есть. России нет.
Президент, Правительство и Конституция - наличествуют. Армия - как бы есть. А государства - нет. Базар - шумит. А экономики - нет. Книжки - печатаются. Писатели - получают премии и гранты. А культуры - нет. Храмы - восстанавливаются. Попы - освящают корабли и мерседесы. Секретари обкомов - по праздникам - со свечками. А церкви - нет. И духовной жизни - нет.
Чего ни хватись - ничего нет. Это "ничего" - в сущности единственное, что у нас еще осталось. От нас осталось. В нас осталось.

Но странно. Сквозь гвалт российского базара слышится тишина. Невероятная тишина. Прислушайтесь.
***
назад вперед
наверх
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
SilentArt В.В. Марач