…После похорон я стал часто навещать мамину могилу. …Душа моя скорбела, и я даже плакал там иногда… Привёз берёзку с родины, посадил… Часто думал о смерти… И сам был как мёртвый…
…А потом однажды сказал себе: «Какое отношение имеет этот могильный камень, этот клочок земли с зарытыми в нём костями к человеку, которого я любил? Которого я продолжаю любить… Никакого! Это всё мёртвое, а мама моя живая. Она живёт во мне, в моей душе, в памяти, в моём лице, в моих глазах, в моих мышцах… Она живёт в моих детях и будет жить в их потомках…
…Да, пройдёт ещё пара поколений и все её забудут. Как я не знаю ни одной из своих восьми прапрабабушек. Даже имён… И меня через какое-то время забудут. Но что-то живое ведь остаётся от нас на этом свете… Не может бесследно исчезнуть человеческая жизнь… И душа человеческая не может исчезнуть бесследно… Так, что не стоит поклоняться мёртвым костям… Не стоит творить из них себе кумира… Не должны мёртвые хватать живых… Не должны живые спотыкаться о мёртвых… Чтобы наши близкие жили, мы и сами должны быть живыми… И думать о живом… И о живых…»
…И будто камень упал с души…
|