- Что, возлюбленная душа моя, снова загрустила?
- Как же мне не грустить, если Истины я жажду. А что она такое не знаю.
- Опять началось... Как можно хотеть не зная чего? Бред какой-то…
- Хотеть можно чего угодно. И по настоящему хочется именно того, чего не знаешь… А как узнаешь, может быть сразу расхочется… Но в настоящий-то момент я всего лишь хочу ответа на вопрос: «Что есть Истина?»…
- Где-то я это уже слышал… Вопрос, конечно... гносеологический. И решение его... зависит… от… мировоззрения. От… того, например, материалистическое оно или, какое... М-да... От философской школы зависит, от конфессии опять же… Но, если так, попросту… по-человечески… истина это что? Это – адекватное представление о реальности...
- А «адекватное», это что?
- Ну, то есть правильное, соответствующее действительности… Истинное, короче говоря…
- Тавтология! Как узнать-то, адекватно оно, представление это или нет?
- Есть критерии. Это, во-первых, - опыт. Главный критерий… Потом - эксперимент… И ещё, конечно, - практика... Социальная, например… Ну, и – логика, понятное дело… А в основании всего, разумеется, - правильное мировоззрение...
- Вот идиот! Я же тебя именно об этом и спрашиваю. Как определить какое мировоззрение правильное, а какое - нет? Не суждение, а мировоззрение! Здесь эксперимента не поставишь. И логически ничего не выведешь. То есть мировоззрение - это аксиоматическая система. А она обязательно не полна, как гласит всем известная теорема Гёделя. Слыхал про такую? …Объясняю для тупых и малограмотных: внутри аксиоматической системы можно определить истинность чего угодно. Кроме неё самой! Её собственная истинность всегда остаётся не доказанной. Как сейчас говорят: любой дискурс не легитимен. Теперь понял, дурило?
- Погоди, погоди… Есть и другие подходы… Вот богословы считают, например, что истина не гносеологическое понятие, а, вообще… онтологическое. То есть, грубо говоря, истина - Сам Бог. Христос так прямо и отвечает на известный вопрос Пилата: «Я есмь Истина!"
- Во-первых, Он это не Пилату говорит... А, во-вторых, я таких слов вообще не понимаю.
-И не нужно ничего понимать!! В Истине нужно жить. Здесь не продукт интеллектуального усилия, а акт веры. Думать и понимать любой дурак может... А вот ты сумей поверить. Войди в Церковь, так сказать, не вперёд головой, а...
-...вперёд ногами?
-...а как бы изнутри... через обряд, через таинство, через кротость детскую…
- Ну и как же мне этого конкретно достичь? Веры, то есть?
- Вопрос, конечно… не простой. Тут вся штука в том, что сам-то по себе человек вообще ничего достичь не в состоянии. Только Бог ему может ниспослать. И вера нам даётся не просто так, и не за особые заслуги даже, а по Его благодати...
- С меня-то какой спрос тогда? Как ниспошлёт, так и уверую. А пока...
- ...Некоторые же философы вообще утверждают, что истин много. Вернее, - одна… но… многогранная, так сказать. Есть даже такая индийская сказка, про слона... Там разъясняется, что всё зависит от точки зрения. С какого боку то есть на мир поглядеть. И современная наука к этому, между прочим, приходит… Иными словами, любая истина относительна! Они лишь дополняют друг друга, истины, и все мыслители правы каждый по-своему...
- Так ведь это же всё равно, что ничего не сказать. Я хочу узнать как мне жить, а он говорит, что, мол, каждый живущий по своему прав. Тогда же получается полный произвол. Как ни живи, всё будет хорошо... Вот спасибо, утешил!
- Ну, в общем... может быть это и правильно? Так и должно быть? Все пути ведут в Рим. Гносеологическая конвергенция, так сказать... Всё, по Тейяру, сливается в точке «Омега».
- Опять за своё?! ...Не нравится мне эта буква! Не нравится! Можешь ты усвоить?
- Силы небесные!! Литера-то чем тебе не угодила?!
-Да на жопу она похожа!..
-…
|