профиль
проза
песни
записки дилетанта
дневник писателя
поговорим?
[000][001][002][003][004][005][006][007]
***
АДАМ КАДМОН - абсолютное явление вневременной человеческой сущности, как первообраза материального и духовного мира. У масонов - соотносится с эмблемой шестиконечной звезды (т.н. "звезды Давида") и креста, как символами взаимопроникновения и соединения "горнего" с "дольним".

АНТИМИР - понятие, возникшее в физике элементарных частиц и означающее такую Вселенную, симметричную нашей, где на месте каждой нашей частицы находится одноимённая ей античастица (напр. позитрон на месте электрона). При соприкосновении этих частиц (или миров) происходит их аннигиляция, т. е. взаимоуничтожение, т.е. совместное возвращение в НЕБЫТИЕ (см.).
В современной мифологии - мир, где всё наоборот, ад, Зазеркалье (ср. с изв. ск. Л.Кэррола) и т.п. Антимирами представляются, например общественному подсознанию Россия и Запад. Или Россия и Америка (ср. "Анти-поды").
На эту тему имеется обширный паремиологич. материал. См. напр. поговорки: "Что русскому хорошо, то немцу смерть" (нем.), "Россия - империя зла" (амер.), "Поскреби русского и обнаружишь татарина" [от "tartar" - "ад"] (франц.), «Мы вам покажем кузькину мать!» Вар.: «Мы вас похороним!» (рус.),

АРМАГЕДДОН - название эсхатологической битвы (и места этой битвы) в иудео-христианской традиции. Имеет параллели в зороастризме (см. Fr.Nietzsche "Also Sprach Zarathustra") и мифологии древних германцев (см. "Прорицание Вёльвы", "Речи Вафтруднира" и др.).

БИТВА ГЕОРГИЯ СО ЗМИЕМ - христианская вариация Центрального индоевропейского мифа (ЦИМ), лежащего в основании современной ментальности. (A propos. Мировоззренческая парадигма ЦИМ субъект-объектна, репрезентативно-центрична, анизотропна, дискретна, дихотомична, антагонистична, аннигилятивна, милитаристична и т.п.)
О месте самой битвы в науке до сих пор ведутся споры. Наиболее вероятно, что она произошла на берегу р. Москвы, между сёлами Коломенское и Дьяково городище. На месте битвы и в результате неё образовалась трёхкилометровая трещина в земле (т.н. "Голосов [Волосов?] овраг"),откуда ударили многочисленные святые источники.
Версия о том, что битва произошла в третьем веке н.э. где-то недалеко от Рима (то ли первого, то ли - второго. Ныне - гг. Рим и Стамбул) представляется совершенно фантастической. Во-первых, потому, что упоминающийся в источниках Рим, это на самом деле г. Москва (Москвой также являются легендарные Вавилон, Троя, Мемфис, Иерусалим, Афины, Константинополь и Теночтитлан).
Во-вторых, вообще все на свете источники, включая Египетские пирамиды и развалины г. Тити-Кака, были сфальсифицированы в XVI в. (см. неопровержимое доказательство этих фактов в работах историков Т.А.Фоменко В.Г. Носовского и Х.Каспарова).

ВЕЛИКАЯ БИТВА НАРОДОВ состоялась на самом деле не у Клавдии в квартире, а согласно традиционным представлениям в 451 г. н.э. на Каталаунских полях близ города Труа. В ней, как принято считать, римляне разгромили воинов Атиллы. Правда некоторые представители "школы Фоменко" считают, что в сфальсифицированных источниках на самом деле имеется в виду операция "Буря в пустыне". Атилла - соответственно Саддам Хуссейн, Слободан Милошевич и Шамиль Басаев.

ГЕОРГИЙ-ПОБЕДОНОСЕЦ. (в рус. фольк. Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис) - св. воин-мученик. Принявший христианство римский офицер. Во время гонений на христиан его пытались принудить к отречению от веры. Он мужественно выдержал все пытки, во время которых трижды умер и ожил, после чего мучители отрубили ему голову.
Согласно традиционным представлениям жил во времена императора Диоклетиана (284-305 гг. н.э). Уроженец Капподокии. Наиболее всего известен тем, что победил гигантское пресмыкающееся неизвестного науке вида (в источниках -"Змий"), водившееся в ту пору на территории Римской Империи, опустошавшее её владения и питавшееся исключительно молоденькими девушками (м.б. использовавшее их и для каких-то иных целей). Именно в качестве Змееборца ГЕОРГИЙ репрезентирует в христианском сознании ЦИМ. (См. тж. ст. "Битва Георгия со Змием".)
Считается небесным покровителем Республики Грузия (Кавказ), штата Джорджия (США) и г. Москвы (РФ).

КОЛОДЕЦ - 1) Один из наиболее архаичных и универсальных архетипических образов. См. например "Трита в колодце" (РВ I 105) или "Иван Водович" (РС типа АТ 301).
Падение в колодец - это путешествие в загробный мир (а также в собственное или коллективное подсознание), откуда герой возвращается (если конечно возвращается) с помощью волшебного помощника, причём преобразившимся, а также обладающим сверхъестественным знанием и напитком бессмертия.
2) Во фрейдизме - вагинальный символ. Падение в колодец, полёт и пр., соответственно - символы полового акта. Обращает на себя внимание то, что эти символы являются женщине. Возможно, здесь содержится указание на скрытую бисексуальность героини.

ЗВЕЗДА, как дно колодца опрокинутого вверх. - Впервые этот образ был использован А.Платоновым. Автору не известно, в каком именно тексте. Он, автор, такого текста никогда не читал, но интуитивно полагает, что его просто не может не быть.

ЛЕНИН - 1) эвгемерический персонаж самой молодой из мировых религий. Несёт в себе архаические черты культурного героя и трикстера одновременно. В первом качестве провозглашает мир во время войны, добывает хитростью и дарит крестьянам землю, а рабочим - фабрики и заводы. Во втором - всё это хитростью же отнимает и вовлекает всех в войну ещё большую.
Его внешность и образ действий описываются как внешность и образ действий типичного трикстера: маленький, рыжий, лысый, картавый, суетливый, вероломный и злобноречивый карлик, профанатор святынь и кощунник. Имеет параллели практически во всех мифологиях мира. (См. напр. Локи в сканд. мифологии, Вакдьюнкага у племён виннебаго или Сраный Койот у макронезийцев-тупантупа).
Макронезийцы-тупантупы, в частности, верят будто обладающие магической силой засушенные и набитые рисовой соломой останки Сраного Койота (чуринга) должны обязательно находиться в специальном святилище, а изменение их местоположения или даже позы вызовет немедленную гибель Вселенной. (См. Тупантупа Мвази-угу "Тропами предков". Ср. также "Краткий курс истории ВКПб", "Путеводитель по Красной площади", сборник "За правое левое дело!").
2) Российский политический деятель начала XX века. Ум. в 1924 г.

МОНАДА С БОРОДОЙ - глупость, почудившаяся сексуально озабоченной Клавдии и больше ничего. Впрочем, некоторые авторы считают этот образ химерическим архетипом. (Ср. c "vagina dentata" у Т.Кибирова). Интересные мысли по этой теме высказаны профессором Преображенским в работе "Кастрационный комплекс и монадология дурости".

МУХОМОР - Amanita muscaria, ядовитый гриб обладающий галлюциногенным действием. Иногда выступает в качестве Мирового древа. Кеты считали эти грибы захиревшими в лесу фаллосами (ср. с "фаллическим лесом" из сна Клавдии).
Шляпка Amanita muscaria покрыта светлыми крапинками, что даёт основание истолковывать её как образ усеянного звёздами небесного свода. Существует гипотеза о токсико-микологическом происхождении Ленина (см. исследования В.Пелевина и С.Курёхина.)

ПОТЕНЦИЯ - potentia. 1) Понятие противоположное "акту". Введено Аристотелем в ответ на апорию элейской школы, смысл которой в следующем: Сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Ни то, ни другое невозможно. Ибо в первом случае сущее и без того уже существует. То есть ему и возникать-то незачем. Во втором же случае - нечто не может возникнуть из ничего. Поскольку возникать ему не из чего. Из этого с необходимостью следует, что мир либо существует (если он существовал и раньше); либо - не существует (если его раньше не было). В этом неприятном случае, он так никогда и не появится. Что, конечно, не может нас не огорчать.
В "Физике" (1, 8. 191а 23sqq) Аристотель вводит понятие "акцидентального небытия" (см. "НЕБЫТИЕ") а также семантически делит "бытие" на "потенциальное" и "актуальное", т.е. вводит понятия "потенции" и "акта". После чего существование (или не-существование) мира становится несравненно более легитимным, чем прежде. Что не может не внушать нам спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
Широкую популярность в античном и эллинистическом мирах получили гениальные [...нрзб. м.б. "генитальные"?...] афоризмы Аристотеля из второй части "Метафизики" (4, 3. 991б 32 qqs), т.н. "метафигизмы". Самые знаменитые из них: "Без акциденции не бывает потенции" и "Какова потенция - таков и акт".
Впоследствии учение о потенции было усвоено неоплатонизмом и средневековой философией, а в XIX-XX вв. сам термин (как и "акт") был заимствован сексологией.
2) в медицинско-профаническом словоупотреблении: способность неакцидентально совершить половой акт, а в просторечии - соответствующее ей актуальное со-стояние вышеупомянутого Phallos'а.
Автор предполагает, что Клавдия употребила этот термин сразу в обоих смыслах, философском и простонародном. Не совсем ясно, правда, в каком смысле его употреблял сам Аристотель.

СТЕКЛЯННЫЙ ГЛАЗ - стеклянный глаз. Имеет параллели в скандинавской ("источник Мимира") и христианской ("Всевидящее око") мифологиях, а также в современном городском фольклоре ("Один глаз лежал в стакане//Остальное на диване...") Ср. также с текстом использованной И.Стравинским в музыке к балету "Петрушка" народной песенки "У неё была деревянная нога..."

ФАЛЛИЧЕСКИЙ - т. е. подобный фаллосу.

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ЛЕС - один из наиболее глубинных гендерных архетипов.

ФАЛЛОС - Phallos. Этимология слова не ясна. Профессор Преображенский в "Этимологии гениталий" высказывает предположение, что лежащий в основе этого слова древнегреческий корень происходит от старославянского "пхати" (ср. также санскр. "pahtatь"), употреблённого почему-то в прошедшем времени. Имеет соответствия в других индоевр. (ср. лат. pinso - "толку, дроблю", др.-в.-нем. fesa - "мякина" ) и ностратич. языках (напр в зап. финских: карельск. pihka - "смола, мёд", вепск. pihk - "густой лес", водск. miniphall -"маленький башмачник, которого непросто разглядеть в траве").
Неожиданно возникающие при анализе сна Клавдии финские параллели, позволяют сделать вывод не только о норманнском, как считалось прежде, но и об угро-финском происхождении героини.
Некоторые энтузиасты (напр. Есь Хоседэм) считают её генезис вообще кетским (см. о кетах в ст. "Мухомор"). Что, впрочем, сомнительно из-за большой удалённости р. Енисей от места действия.

ЯЙЦО МИРОВОЕ - понятие которого в тексте нет (см. ст. НЕБЫТИЕ). Как, впрочем, и того понятия - о котором говорит Клавдия в своём комментарии (см. ниже). Их общее свойство (отсутствие в данном тексте) некоторым образом указывают на определённую синонимичность этих понятий т.е. на то, что денотат у них один. И это даже как-то странно...
***
назад вперед
наверх
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
SilentArt В.В. Марач