профиль
проза
песни
записки дилетанта
дневник писателя
поговорим?
[000][001][002][003][004][005][006][007]
***
АДАМ КАДМОН - абсолютное явление вневременной человеческой сущности, как первообраза материального и духовного мира. У масонов - соотносится с эмблемой шестиконечной звезды (т.н. "звезды Давида") и креста, как символами взаимопроникновения и соединения "горнего" с "дольним".

АНТИМИР - понятие, возникшее в физике элементарных частиц и означающее такую Вселенную, симметричную нашей, где на месте каждой нашей частицы находится одноим╦нная ей античастица (напр. позитрон на месте электрона). При соприкосновении этих частиц (или миров) происходит их аннигиляция, т. е. взаимоуничтожение, т.е. совместное возвращение в НЕБЫТИЕ (см.).
В современной мифологии - мир, где вс╦ наоборот, ад, Зазеркалье (ср. с изв. ск. Л.Кэррола) и т.п. Антимирами представляются, например общественному подсознанию Россия и Запад. Или Россия и Америка (ср. "Анти-поды").
На эту тему имеется обширный паремиологич. материал. См. напр. поговорки: "Что русскому хорошо, то немцу смерть" (нем.), "Россия - империя зла" (амер.), "Поскреби русского и обнаружишь татарина" [от "tartar" - "ад"] (франц.), ╚Мы вам покажем кузькину мать!╩ Вар.: ╚Мы вас похороним!╩ (рус.),

АРМАГЕДДОН - название эсхатологической битвы (и места этой битвы) в иудео-христианской традиции. Имеет параллели в зороастризме (см. Fr.Nietzsche "Also Sprach Zarathustra") и мифологии древних германцев (см. "Прорицание В╦львы", "Речи Вафтруднира" и др.).

БИТВА ГЕОРГИЯ СО ЗМИЕМ - христианская вариация Центрального индоевропейского мифа (ЦИМ), лежащего в основании современной ментальности. (A propos. Мировоззренческая парадигма ЦИМ субъект-объектна, репрезентативно-центрична, анизотропна, дискретна, дихотомична, антагонистична, аннигилятивна, милитаристична и т.п.)
О месте самой битвы в науке до сих пор ведутся споры. Наиболее вероятно, что она произошла на берегу р. Москвы, между с╦лами Коломенское и Дьяково городище. На месте битвы и в результате не╦ образовалась тр╦хкилометровая трещина в земле (т.н. "Голосов [Волосов?] овраг"),откуда ударили многочисленные святые источники.
Версия о том, что битва произошла в третьем веке н.э. где-то недалеко от Рима (то ли первого, то ли - второго. Ныне - гг. Рим и Стамбул) представляется совершенно фантастической. Во-первых, потому, что упоминающийся в источниках Рим, это на самом деле г. Москва (Москвой также являются легендарные Вавилон, Троя, Мемфис, Иерусалим, Афины, Константинополь и Теночтитлан).
Во-вторых, вообще все на свете источники, включая Египетские пирамиды и развалины г. Тити-Кака, были сфальсифицированы в XVI в. (см. неопровержимое доказательство этих фактов в работах историков Т.А.Фоменко В.Г. Носовского и Х.Каспарова).

ВЕЛИКАЯ БИТВА НАРОДОВ состоялась на самом деле не у Клавдии в квартире, а согласно традиционным представлениям в 451 г. н.э. на Каталаунских полях близ города Труа. В ней, как принято считать, римляне разгромили воинов Атиллы. Правда некоторые представители "школы Фоменко" считают, что в сфальсифицированных источниках на самом деле имеется в виду операция "Буря в пустыне". Атилла - соответственно Саддам Хуссейн, Слободан Милошевич и Шамиль Басаев.

ГЕОРГИЙ-ПОБЕДОНОСЕЦ. (в рус. фольк. Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис) - св. воин-мученик. Принявший христианство римский офицер. Во время гонений на христиан его пытались принудить к отречению от веры. Он мужественно выдержал все пытки, во время которых трижды умер и ожил, после чего мучители отрубили ему голову.
Согласно традиционным представлениям жил во времена императора Диоклетиана (284-305 гг. н.э). Уроженец Капподокии. Наиболее всего известен тем, что победил гигантское пресмыкающееся неизвестного науке вида (в источниках -"Змий"), водившееся в ту пору на территории Римской Империи, опустошавшее е╦ владения и питавшееся исключительно молоденькими девушками (м.б. использовавшее их и для каких-то иных целей). Именно в качестве Змееборца ГЕОРГИЙ репрезентирует в христианском сознании ЦИМ. (См. тж. ст. "Битва Георгия со Змием".)
Считается небесным покровителем Республики Грузия (Кавказ), штата Джорджия (США) и г. Москвы (РФ).

КОЛОДЕЦ - 1) Один из наиболее архаичных и универсальных архетипических образов. См. например "Трита в колодце" (РВ I 105) или "Иван Водович" (РС типа АТ 301).
Падение в колодец - это путешествие в загробный мир (а также в собственное или коллективное подсознание), откуда герой возвращается (если конечно возвращается) с помощью волшебного помощника, прич╦м преобразившимся, а также обладающим сверхъестественным знанием и напитком бессмертия.
2) Во фрейдизме - вагинальный символ. Падение в колодец, пол╦т и пр., соответственно - символы полового акта. Обращает на себя внимание то, что эти символы являются женщине. Возможно, здесь содержится указание на скрытую бисексуальность героини.

ЗВЕЗДА, как дно колодца опрокинутого вверх. - Впервые этот образ был использован А.Платоновым. Автору не известно, в каком именно тексте. Он, автор, такого текста никогда не читал, но интуитивно полагает, что его просто не может не быть.

ЛЕНИН - 1) эвгемерический персонаж самой молодой из мировых религий. Нес╦т в себе архаические черты культурного героя и трикстера одновременно. В первом качестве провозглашает мир во время войны, добывает хитростью и дарит крестьянам землю, а рабочим - фабрики и заводы. Во втором - вс╦ это хитростью же отнимает и вовлекает всех в войну ещ╦ большую.
Его внешность и образ действий описываются как внешность и образ действий типичного трикстера: маленький, рыжий, лысый, картавый, суетливый, вероломный и злобноречивый карлик, профанатор святынь и кощунник. Имеет параллели практически во всех мифологиях мира. (См. напр. Локи в сканд. мифологии, Вакдьюнкага у плем╦н виннебаго или Сраный Койот у макронезийцев-тупантупа).
Макронезийцы-тупантупы, в частности, верят будто обладающие магической силой засушенные и набитые рисовой соломой останки Сраного Койота (чуринга) должны обязательно находиться в специальном святилище, а изменение их местоположения или даже позы вызовет немедленную гибель Вселенной. (См. Тупантупа Мвази-угу "Тропами предков". Ср. также "Краткий курс истории ВКПб", "Путеводитель по Красной площади", сборник "За правое левое дело!").
2) Российский политический деятель начала XX века. Ум. в 1924 г.

МОНАДА С БОРОДОЙ - глупость, почудившаяся сексуально озабоченной Клавдии и больше ничего. Впрочем, некоторые авторы считают этот образ химерическим архетипом. (Ср. c "vagina dentata" у Т.Кибирова). Интересные мысли по этой теме высказаны профессором Преображенским в работе "Кастрационный комплекс и монадология дурости".

МУХОМОР - Amanita muscaria, ядовитый гриб обладающий галлюциногенным действием. Иногда выступает в качестве Мирового древа. Кеты считали эти грибы захиревшими в лесу фаллосами (ср. с "фаллическим лесом" из сна Клавдии).
Шляпка Amanita muscaria покрыта светлыми крапинками, что да╦т основание истолковывать е╦ как образ усеянного зв╦здами небесного свода. Существует гипотеза о токсико-микологическом происхождении Ленина (см. исследования В.Пелевина и С.Кур╦хина.)

ПОТЕНЦИЯ - potentia. 1) Понятие противоположное "акту". Введено Аристотелем в ответ на апорию элейской школы, смысл которой в следующем: Сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Ни то, ни другое невозможно. Ибо в первом случае сущее и без того уже существует. То есть ему и возникать-то незачем. Во втором же случае - нечто не может возникнуть из ничего. Поскольку возникать ему не из чего. Из этого с необходимостью следует, что мир либо существует (если он существовал и раньше); либо - не существует (если его раньше не было). В этом неприятном случае, он так никогда и не появится. Что, конечно, не может нас не огорчать.
В "Физике" (1, 8. 191а 23sqq) Аристотель вводит понятие "акцидентального небытия" (см. "НЕБЫТИЕ") а также семантически делит "бытие" на "потенциальное" и "актуальное", т.е. вводит понятия "потенции" и "акта". После чего существование (или не-существование) мира становится несравненно более легитимным, чем прежде. Что не может не внушать нам спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
Широкую популярность в античном и эллинистическом мирах получили гениальные [...нрзб. м.б. "генитальные"?...] афоризмы Аристотеля из второй части "Метафизики" (4, 3. 991б 32 qqs), т.н. "метафигизмы". Самые знаменитые из них: "Без акциденции не бывает потенции" и "Какова потенция - таков и акт".
Впоследствии учение о потенции было усвоено неоплатонизмом и средневековой философией, а в XIX-XX вв. сам термин (как и "акт") был заимствован сексологией.
2) в медицинско-профаническом словоупотреблении: способность неакцидентально совершить половой акт, а в просторечии - соответствующее ей актуальное со-стояние вышеупомянутого Phallos'а.
Автор предполагает, что Клавдия употребила этот термин сразу в обоих смыслах, философском и простонародном. Не совсем ясно, правда, в каком смысле его употреблял сам Аристотель.

СТЕКЛЯННЫЙ ГЛАЗ - стеклянный глаз. Имеет параллели в скандинавской ("источник Мимира") и христианской ("Всевидящее око") мифологиях, а также в современном городском фольклоре ("Один глаз лежал в стакане//Остальное на диване...") Ср. также с текстом использованной И.Стравинским в музыке к балету "Петрушка" народной песенки "У не╦ была деревянная нога..."

ФАЛЛИЧЕСКИЙ - т. е. подобный фаллосу.

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ЛЕС - один из наиболее глубинных гендерных архетипов.

ФАЛЛОС - Phallos. Этимология слова не ясна. Профессор Преображенский в "Этимологии гениталий" высказывает предположение, что лежащий в основе этого слова древнегреческий корень происходит от старославянского "пхати" (ср. также санскр. "pahtatь"), употребл╦нного почему-то в прошедшем времени. Имеет соответствия в других индоевр. (ср. лат. pinso - "толку, дроблю", др.-в.-нем. fesa - "мякина" ) и ностратич. языках (напр в зап. финских: карельск. pihka - "смола, м╦д", вепск. pihk - "густой лес", водск. miniphall -"маленький башмачник, которого непросто разглядеть в траве").
Неожиданно возникающие при анализе сна Клавдии финские параллели, позволяют сделать вывод не только о норманнском, как считалось прежде, но и об угро-финском происхождении героини.
Некоторые энтузиасты (напр. Есь Хоседэм) считают е╦ генезис вообще кетским (см. о кетах в ст. "Мухомор"). Что, впрочем, сомнительно из-за большой удал╦нности р. Енисей от места действия.

ЯЙЦО МИРОВОЕ - понятие которого в тексте нет (см. ст. НЕБЫТИЕ). Как, впрочем, и того понятия - о котором говорит Клавдия в сво╦м комментарии (см. ниже). Их общее свойство (отсутствие в данном тексте) некоторым образом указывают на определ╦нную синонимичность этих понятий т.е. на то, что денотат у них один. И это даже как-то странно...
***
назад вперед
наверх
Яндекс цитирования
Rambler's Top100
SilentArt В.В. Марач